В XVII веке начали появляться русские фамилии типа Агафонов, Семёнов, Васильев, Борисов, Дмитриев – от соответствующего краткого отчества (полуотчества) на -ов, -ев. Подобные фамилии появлялись у тех, кто не имел устоявшихся прозваний от мирских имён или же имел довольно обидные прозвания, которые не удовлетворяли их носителей в качестве постоянной фамилии.
Фамилиями обычно становились полуотчества от мирских имён, которые выступали в значении отчеств отцов именуемых.
Например: Фёдор Меньшой – его сын Василий Фёдоров сын Меньшов – его сын Михаил Васильев Меньшов. В данном случае полуотчество Меньшов отца Михаила (Василия), образованное от мирского прозвания Меньшой деда Михаила (Фёдора), для самого Михаила становилось фамилией.
Заметим, что в XVII веке фамилии типа Фёдоров, Гаврилов, Антонов из полуотчеств от христианских имён основывались только на полной светской форме личного имени.
В конце XVIII – начале XIX века крестьян часто записывали по полному христианскому имени отца. При этом писцы следовали указу правительства, позволявшему менять при записи обидные прозвания на благопристойные. При такой замене полуотчество от христианского имени отца становилось формой для фамилии у переименованного.
Например, при составлении списков рекрутов, набираемых из крепостных крестьян, в XIX веке требовалась обязательная запись фамилии (фамильного прозвания), а у крестьян такового не было, поэтому в графу «Фамилия» заносилась форма полуотчества от христианского имени отца в полной форме: Иван Семёнов сын Семёнов; Павел Борисов сын Борисов; Алексей Михайлов сын Михайлов и т. п.
Почти 90% записей рекрутских списков составлялись подобным образом.
В результате появилось очень большое число носителей одной и той же фамилии. Так, фамилия Иванов стала встречаться у сотен тысяч людей, поскольку календарное имя Иван было весьма частотным.
В Петербурге в 1910 году фамилию Иванов носили 1908 человек из 34 247 лиц, указанных в справочнике «Весь Петербург» за указанный год. Фамилию Васильев – 1352 человека, фамилию Петров – 1325 человек, фамилию Смирнов (от мирского имени Смирной) – 881 человек, фамилию Михайлов – 789 человек, фамилию Фёдоров – 757 человек, фамилию Яковлев – 662 человека, фамилию Алексеев – 604 человека, фамилию Григорьев – 528 человек, фамилию Степанов – 497 человек, фамилию Павлов – 480 человек, фамилию Богданов – 459 человек, фамилию Дмитриев – 437 человек и т. д.
Необходимо было уходить от однофамильности, которая угрожала свести дифференциацию лиц на нет. В XIX–XX веках стали образовываться фамилии от многочисленных вариантов личных имён, имевших различные суффиксы субъективной оценки. Этого не было в XVII веке и даже в XVIII веке, потому что тогда фамилии образовывались из полуотчеств на -ов, -ев, а сами полуотчества, как уже был сказано выше, – от полной формы христианского имени отца.
В XIX–XX веках фамилии стали образовывать непосредственно от личного имени человека, которого офамиливали, при этом стали возможными образования от разговорно-бытовых форм личных имён типа Ванин, Ванюшин, Иванихин, Иванцов, Ивашков, Иванков, Иванищев и другие.
Источники
© С. И. Зинин. Введение в русскую антропонимию. – Ташкент, 1972.
© А. Ф. Рогалев. Введение в антропонимику. Пособие. Материалы. Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2017. Ссылка на источники и авторов обязательна.
